контакт в паре - монолог - диалог

размышления на тему техники танго

Сообщение AB » Чт дек 18, 2008 20:49

Tatjana писал(а):А с чего начать (где-то продолжить), с каких упражнений -физических, умственных, чувствительных; что почитать, посмотреть - лучше/можно как вариант - тем партнёршам, которые хотят танцевать вместе с партнёром творчески и в потоке сознания?
Спасибо за любую информацию и/или личные ощущения и понимания по этому вопросу! :)


Это довольно частная тема и не думаю, что может быть интересна на форуме. Тем более писать лениво.

Но поболтать я всегда рад. Можем устроить танго-посиделки на какой-нибудь из милонг в перерывах между танцами (или вместо них :lol: ).
Могу принести книги по теме развития внимательности, чтобы только показать (книги не даю, так как очень ценю). А также могу изложить свой взгляд по теме и как поэтапно можно развивать в себе эти способности. Если соберется компашка на 4 человека, то будет еще интереснее. Займём столик где потише музыка - и вперед.

Ближайшая милонга, на которой собираюсь быть - это "Точка встречи" в субботу 20 декабря. Обычно я прихожу в 21-30, но можно и пораньше к открытию милонги к 20-00, чтобы времени хватило на всё.

P.S. Ресурсы не о танго
1. Хороший ресурс со статьями в контексте ТАНЦА на сайте Александра Гиршона - http://www.girshon.ru/txt/index.htm

2. Вот здесь еще несколько интересных статей - http://novadance.ru/content/blogcategory/0/34/
3. Много о развитии внимательности уделяется в учении Георгия Ивановича Гурджиева и его последователей - Успенского Петра Демьяновича и Чарлза Тарта (у него есть хорошие упражнения на развитие внимательности).
Многие их книги можете найти здесь -
http://www.lib.ru/URIKOVA/GURDZHIEW/
http://www.lib.ru/URIKOVA/USPENSKIJ/
http://www.lib.ru/URIKOVA/GURDZHIEW/tart.txt
http://lib.ru/DPEOPLE/tart2.txt
особенно вот эта - http://www.kulichki.com/moshkow/DPEOPLE/tart.txt

и много , много другого.....

:wink:

AB
тангеро
 
Сообщения: 57
Зарегистрирован: Вт мар 21, 2006 13:08
Откуда: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение A » Чт дек 18, 2008 21:11

Ну вот как с вами серьезно разговаривать...
Я понимаю что вы женщины, но все-таки... Тут же серьезный танцевальный форум. Видимо мы так и не услышим начальника транспортного цеха. Ну хоть возьму вот это в рамочку, для читательниц:
Анечка писал(а):шаг в сторону я делаю всегда по-разному.
Осталось добавить: "подробности - на семинаре и на частниках" :))
Анечка писал(а):Мне, кстати, очень льстит, что он еще помнит мой шаг в сторону, хотя единственный раз, когда мы танцевали на милонге, случился более года назад.
Я тогда был заметно нетрезв. Основное что врезалось в память это летящая мне в лицо шпилька и каждый раз не долетающая. Потому что когда меня шатало, Анечка воспринимала это как ведение на болео. Так что каждый второй шаг партнерши оказывался для меня непредсказуем, это я точно помню. Это вот тоже способ как сделать движения партнерши непредсказуемыми - партнеру идти на танцпол через бар.
Аргона писал(а):предлагать свое развитие событий, програмировать дальнейшее, можно только "до"...
или после, перед следующим до. Т.е. в 3-й фазе шага, на приходе, она может повлиять на создающуюся ситуацию так, чтобы партнер затем повел туда куда ей самой хочется дальше пойти, ну или по крайней мере повлиять на варианты из которых он будет делать выбор.
Анечка писал(а):если меня ведут на шаг в сторону обычно хожу на шаг в сторону, а не вперед или назад. Потому что ходить вперед в этой ситуации меня не прикалывает, скучно...
а ходить куда ведут - весело? чем весело, непредсказуемостью того куда ведут? так если рыпнешься вперед, это не значит что пущу. Если предложишь свой вариант, то тоже не знаешь заранее что получится, партнер может не согласиться и повести свое.

Про технику взаимодействия есть что сказать? Про методику обучения взаимодействию в паре?

Ведомая не танцует. Танцующая не просто ведется, а интерпретирует ведение и влияет на движение партнера. Форумчанам уроков не даю.
Аватара пользователя
A
тангеро
 
Сообщения: 293
Зарегистрирован: Пн июл 07, 2008 16:27
Откуда: Москва
Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 21 раз.

Сообщение AlexSpb » Пт дек 19, 2008 00:21

Аргона писал(а):Что ты, Леша! расслабиться - ДА!
но переключиться с партнера - ни в коем случае


Понимаешь, тут какая штука, я сейчас сильно заточен на новичковой ситуации.
Что бы девушка поняла, что происходит, ее надо переключать на музыку и сильно снижать внимание к партнеру, иначе она будет продолжать нервничать, "смотреть в глаза" и "угадывать мысли", а внимание к партнеру вернется само.
Хотя "глобально" ты права.

Аватара пользователя
AlexSpb
тангеро
 
Сообщения: 596
Зарегистрирован: Пт окт 13, 2006 12:57
Откуда: Санкт-петербург
Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 27 раз.

Сообщение Аргона » Пт дек 19, 2008 00:52

A писал(а):Ну вот как с вами серьезно разговаривать...
Я понимаю что вы женщины, но все-таки...

да неужели?!!Изображение
девочки! мне только кажется, или нас действительно под какую-то схему подогнать пытаются? Изображениеразвести, так сказать, на...
ладно, не будем об этом

так вот, помятуя о том, что мы, все-таки - ЖЕНЩИНЫ, а значит наше восприятие, потребности и стремления несколько отличаются от мужских, хочу сказать следующее: женская активность базируется на выборе стиля, в котором она танцует с тем или иным мужчиной.
что такое танцевание? для меня - это впустить в себя музыку и преобразовать ее в движение тела, не думая о последствиях...
как я писала где-то совсем недавно, партнер-лидер (не столь важно мужчина или женщина ведет) при парном танцевании - это главная составляющая музыки, и от того каков он во многом зависит в каком стиле и как танцует женщина...
согласитесь, ведь было бы странно если бы под камаринскую кто-то стал бы танцевать лезгинку, а под цыганочку - вальс...
Женщина, вставая в пару подсознательно считывает, особенности мужчины и начинает танцевать в наиболее подходящем для него стиле. А чем она опытнее, чем больше нюансов слышит в нем и в основной музыке, тем больше может вложить в свой танец, тем он разнообразнее может быть с одним и тем же человеком
мы со всеми разные - это естественно для женщин: с одним хочется скурпулезно следовать, что бы не пропустить удовольствия от какой-нибудь безумной синкопы и филигранной микро-игры, с другим - ногами помахать, причем еще и добавив парочку-другую ганчо Изображение, с третьим попридуриваться и похохмить, с четвертым заняться акробатикой...
и эти свои желания мы реализуем в соответствии с услышаным лейтмотивом мужчины (настолько, насколько технически способны это сделать на своем уровне тангоразвития)
К чему это я? а к тому, что если партнеру кажется, что все женщины танцуют одинаково, то значит именно ТАК этот мужчина для большинства и "звучит"...
может звук усилить, что бы нюансы проявились?
тогда, возможно, каждая выберет свою тему и появится разнообразие?
или попробовать с мужчинами танцевать, со сменой лидерства: совсем другие принципы взаимодействия будут...

тонкая струйка табачного дыма
призрачный вздох бытия
Аватара пользователя
Аргона
тангера
 
Сообщения: 877
Зарегистрирован: Вт дек 06, 2005 12:58
Откуда: Москва
Благодарил (а): 14 раз.
Поблагодарили: 38 раз.

Сообщение Аргона » Пт дек 19, 2008 01:06

AlexSpb писал(а):а внимание к партнеру вернется само.

само не вернется
они и так поначалу все сами по себе норовят сделать, а уж если изначально привыкнут на него внимания не обращать, то потом переучивать замучаешься...
на мой взгляд, главное чему надо новичков учить - это слушать и понимать друг друга

нужно снимать нервозность и боязнь ошибки, а чтоб не угадывала а чувствовала закрыть глаза

тонкая струйка табачного дыма
призрачный вздох бытия
Аватара пользователя
Аргона
тангера
 
Сообщения: 877
Зарегистрирован: Вт дек 06, 2005 12:58
Откуда: Москва
Благодарил (а): 14 раз.
Поблагодарили: 38 раз.

Сообщение Анечка » Пт дек 19, 2008 14:30

Лен, +26 и про нюансы женского взаимодействия в паре и про внимание, которое само не вернется.

Анечка
Преподаватель
 
Сообщения: 908
Зарегистрирован: Вт окт 25, 2005 13:21
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 13 раз.

Сообщение Mad_squirrel » Пт дек 19, 2008 19:52

Slava писал(а):
art10 писал(а):.. которые на своем этапе обучения предпочитают внятное взаимодействие с близкими по уровню, а не экспериментальное движение с непонятным результатом.


я бы назвал сие экспериментальным весьма условно..
вопрос в том, что в процессе обучения акцентировать..
партнер девушку НЕ должен вести. он ее должен ПРИГЛАСИТЬ на движение и СОПРОВОДИТЬ (исходя из того, как он ее пригласил и как она его поняла.. даже если пригласил невнятно и вообще не так поняла :) вот тогда и будет контакт в паре :) и круг "близких по уровню" расширится :))
уклоняемся от темы ветки. если вопрос интересен - давайте тогда вынесем отдельно (хоть я ужу и не знаю, с какого момента..)
если очень интересно - могу провест мини-семинар на тему :)


Слава,
Вот на эту тему, я бы хотел к Вам попасть!!! Вы в Киеве случайно быть не планируете? :-) Я думаю Вы всеравно здесь будете, и если темы будут другими, то частник, или два именно по этой теме я хотел бы у Вас взять!

Аватара пользователя
Mad_squirrel
тангеро
 
Сообщения: 46
Зарегистрирован: Вт дек 16, 2008 16:13
Откуда: Ukraine
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение Mad_squirrel » Пт дек 19, 2008 20:32

Добавлю свое мнение, прочитав махом всю ветку.
По поводу обучения, то на верно правильно, что мужчину учат вести, а женщину вестись, ибо если начать учить мужчину прислушивать, а женщину активней шагать. То получится - ничего не получится, т.к. сам помню, что сначала-то и вести толком не мог. :-)
Тема щепетильная, так как существует тонкая грань между целеустремленностью и четкостью ведения партнера ("я сказал на футбол, значит на футбол") и чрезмерной активностью партнерши ("куда хочу - туд лечу"). Тут кроме как наличия опыта и желания обоих ничего другого не получится. Понять эту идею ведения мне помогла московская партнерша, я ей благодарен за это. получается действительно игра, партнерша танцует - это чудо!!! Ощущения - высший пилотаж! а) - она со мной, б) - идет сама, в музыку.
Тут требование к обоим: знать на уровне рефлексов шаги, привыкнуть к ведению, доверится партнеру(ше), знать музыку, чувствовать друг друга.
Скажу честно, достичь этого не легко. Всеми силами пытаюсь добиться этого от людей меня окружающих - выходит не очень, но убеждения мои пока живы. :-)
Самое тяжелое - расслабиться, и понять до какой степени. У меня это получилось только будучи очень сильно уставшим танцуя с замечательной партнершой. После этого все перевернулось с ног на голову. Расслабившись полностью, мне не составляет труда определить направление партнерши, какая часть тела у нее напряжена и т.д. Я спокойно могу играть чувствами, забыв о том, что мне нужно делать шаг, уворачиваться от болео соседней пары или успевать в музыку и т.д. Мое тело принимает те позиции, какие ему удобно, единственно что нужно, так это не давать ему упасть и сформировать "каркас" (скелет, постуру, назовем как кому удобнее).
Борюсь за расслабление, как только дохожу до оного у человека, ввожу в это состояние, пару танцев, на следующий раз - все пропало!
Скажу свои наблюдения: расслабить тело - не вопрос, хотя партнерши на расслабление бедер идут упираясь, самое тяжелое - мозги, будучи загруженными - не хотят, хоть ты тресни. Пытался разными способами - помогает 50г коньячку, и то не совсем - частично, и партнерша, желающая это сделать - оч. большая редкость (было один раз).
Вот такие пироги.

Аватара пользователя
Mad_squirrel
тангеро
 
Сообщения: 46
Зарегистрирован: Вт дек 16, 2008 16:13
Откуда: Ukraine
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение Tatjana » Сб дек 20, 2008 03:44

АБ,
СПАСИБО огромнейшее за "ресурсы не о танго" :) нашли живейший отклик. Думаю, мы танцуем также как живём, а значит, кладезь этой волшебной информации мне для танго необходим.
И на форуме это может быть интересно :) - откуда нам знать, сколько тангеро желают "чётко сформулированных словами мыслей" :) не только о технике и социальной психологии танго.
Так что прошу Вас, АБ, не ленитесь говорить "о высшей математике" на форуме :), в т.ч., к примеру, потому что: я бы с удовольствием встретилась в Точке, но живу не в Москве и в ближайшее время не приезжаю.

Tatjana
тангеро
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: Пт окт 31, 2008 18:21
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение Tatjana » Сб дек 20, 2008 04:08

AlexSpb: "Что бы это получилось поначалу нужен партнер, которому Вы полностью доверяете, не ждете от него недовольства, "ценных указаний".
Вообще такие вещи передаются от партнера к партнеру, научиться на тренировке вряд ли возможно, мы много поняли и почувствовали "валяя дурака" с постоянной партнершей, но меня окончательно "пробило" понимание что и как в результате "обмена опытом" на фестивале с партнершей из Москвы".

В том то и дело, что "поначалу" :) уже произошло - и творческий "обмен" прочувствован с несколькими партнёрами, но с большинством у меня наступает внутренний блок на "творчестве" и просто ведусь, ведусь, ведусь :) . Хотелось бы понять, может ли партнёрша "вдохновить" партнёра, желающего "танцевать партнёршей", на приятие диалога, или всё всем уже расписано на генном уровне?

Tatjana
тангеро
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: Пт окт 31, 2008 18:21
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение AB » Сб дек 20, 2008 16:15

Сегодня vilya дала хорошую ссылку на сайт http://www.exat-edu.ru/page.php?id=150 . А там есть статья по КИ (контактной импровизации)
http://www.exat-edu.ru/page.php?id=173& ... 9a4cb9a753

Я её полностью скопировал сюда

Терапевтический потенциал контактной импровизации
Альфия Рашидовна РАХМАНОВА
г.Москва


Московский Городской психолого-педагогический Университет, факультет психологического консультирования, кафедра мировой психотерапии, ст.преподаватель.
Занимаюсь преподаванием контактной импровизации, веду тренинги по видео и танцу, по импровизации и перформансу.
Фотографирую движение и танец.
Основной интерес – исцеляющий и развивающий потенциал искусства.
Эл.адрес: alfacontact@gmail.com
Сайты: www.contactimprovisation.ru , www.contactfestival.ru

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОНТАКТНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ

Контактная импровизация (КИ) была создана в 70-х годах в качестве формы и техники танца и не претендовала на роль терапии или психотерапевтической техники. В ней нет своей терапевтической философии, целей, ценностей. Приступая к анализу терапевтического потенциала КИ, мы попадаем на территорию спора между теми, кто отстаивает видение КИ только танцем, основанным на чисто физическом взаимодействии двух тел, и теми, кто исследует КИ как практику, способствующую личностному росту, затрагивающую и область внутреннего, душевного.

Первую позиция предполагает исследование физических возможностей тела, базирующихся на непрерывном импровизационном потоке, рождающемся в телах танцующих при сохранении точки контакта, игры с балансом и контрбалансом, передачей веса и использованием инерции и гравитации. Данная точка зрения пришла от создателя КИ Стива Пэкстона (3), который связывал КИ с биомеханикой, гравитацией и предлагал отделить на идеологическом уровне «физику» тела от его «химии» (эмоции, сексуальность, когнитивные процессы) и использовать в контактном танце лишь первое.

Однако существует и противоположное мнение. Синтия Новак (4), автор одной из самых известных книг по контактной импровизации, говорит о том, что атмосфера ранних 70-х годов была «эрой открытости и групп встреч» и популярность групп встреч, способствовала принятию контактной импровизации: «Существуют явные параллели между форматом групп встреч и форматом контактной импровизации – первый придает важность подлинному и честному диалогу между разговаривающими людьми, второй – между людьми движущимися. Если участники групп встреч искали опыта взаимодействия, основанного на «честности» и «спонтанности», то контактные импровизаторы занимались тем же в сфере танца».

Многие преподаватели КИ и танцующие «контакт» наблюдают изменения, происходящие на психологическом уровне во время и после занятий. Также, в современном контексте преподавания КИ все большее число преподавателей предлагают не только исследовать структуру тела, расслабление мышц и игры с балансом и гравитацией, но все в большей степени включают и работу на психологическом уровне. Например, работают с метафорами психологических состояний для достижения необходимых состояний тела (легкость, гибкость, спонтанность), используют игры из социально-психологических тренингов для работы с динамикой группы (разогрев, знакомство, работа с сопротивлением, завершение), включают в упражнения рефлексию и обратную связь.

СПЕЦИФИКА ВХОДА В КОНТАКТНЫЙ ТАНЕЦ.

Многие участники групп замечают, что принципы, которые они осваивают в танце, начинают работать и в жизни. Люди начинают «танцевать контакт» всюду: на работе, дома, на улице. Если вслушаться внимательнее в смыслы, которые стоят за словами, описывающими, на первый взгляд, технику танца, то мы заметим в них богатейший материал для работы как на социально-психологическом уровне, так и на личностном. Далее в тексте вы встретите выделенные слова, они, с моей точки зрения, могут описывать как процесс, происходящий во время контактного танца, так и происходящее в повседневной жизни.

Само название танца «контактная импровизация» указывает на спонтанный, неструктурированный неформальный контакт, диалог с партнером по танцу.

Урок по КИ начинается с расслабления тела, как своего, так и тела партнера, для чего используются специальные техники бодиворк (bodywork, release). Глубокое расслабление не только снимает физическое напряжение, позволяет отпустить скованность мышц, но и отключает внутреннее напряжение, повышает осознавание своего тела и своего состояния.

Основная инструкция для тех, кто занимает пассивную, принимающую роль в бодиворке – ничего не делать самостоятельно, только расслабляться, доверять свое тело партнеру, отпускать мышцы, вес тела. На этом же принципе «неделания» , но слушания построены многие упражнения, помогающие войти в контактный танец: я танцую и двигаюсь вместе с партнером, не прилагая никаких специальных усилий, но лишь отпускаю свое тело в слушание. Такая работа с концентрацией на том, что предлагает тот, с кем я танцую, тренирует особое качество внимания к партнеру – слышание импульсов и предложений к движению, которые приходят от него. Я тренирую доверие к тому, с кем я танцую, открываю интерес к партнеру и к тому движению, которое рождается во мне.

Через тело участники контактного танца научаются отпускать контроль и принимать партнера по танцу, трансформируя то, что он предлагает в совместный дуэт или включая это в собственный танец. Затем это качество контакта, способность слушания и принятия партнера, переходят в отношения в жизни.

Некоторым участникам, начинающим танцевать контактную импровизацию, легко слушать и принимать предложения, но трудно, иногда почти невозможно, занимать противоположную позицию: направлять партнера, предлагать собственные решения и импульсы. Постепенно через упражнения формируется большая активность и уверенность в собственных возможностях (как в танце, так и в жизни). Однажды в танце я намеренно создавала неудобные и некомфортные положения для партнера, который отказывался брать инициативу и меняться ролями, предпочитая лишь следовать. В какой-то момент, оказавшись прижатым к стене, партнер, как будто из скорлупы своей невозможности начал выкарабкиваться наружу, предлагая собственные решения для продолжения танца.

На следующей ступени оба партнера предлагают импульсы и направления и одновременно слушают и следуют тому, что предлагает партнер. Возникает танец на равных, партнерство, где каждый может в любой момент времени проявиться в любой роли и быть ответственным за предложения, которые он делает, и за движения, которые возникают в ответ.

О ТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ПОТЕНЦИАЛЕ КИ.

Обратимся к принципам контактной импровизации (по Синтии Новак (4)), которые отличают ее от других направлений и форм танца и являются необходимыми и достаточными условиями для того, чтобы контактный танец случился. Сразу будем обращать внимание на то, какие качества и состояния появляются в контактном танце сначала на телесном, а потом и на психологическом уровне через тренировку данных упражнений КИ. Также мы укажем на терапевтические механизмы, которые работают в контактном танце, и на психологические темы, которые появляются у участников классов.

1. Движение следует за смещением точки контакта между телами партнеров

Для того чтобы перекатывать точку контакта, партнеры сначала соприкасаются двумя любыми участками тела, например, тыльной стороной ладоней, а затем, не разрывая, поддерживая соприкосновение в этой точке, начинают ее перекатывать по всей поверхности тела. Точка переходит от ладоней к предплечью, локтю, плечу, катится по лопаткам, по нижней части спины и т.д. Поддерживая вниманием неразрывность физического контакта, через перемещение точки соприкосновения, участники научаются внимательному слушанию друг друга, сначала могут появиться роли лидера и ведомого, но затем появляется партнерство.

2. Почти постоянный физический контакт между партнерами направлен на использование всех поверхностей тела для поддержки собственного веса и веса партнера

Партнеры, опираются друг на друга. При полной отдаче веса, тот, кто отдает вес, опираясь на другого, теряет непосредственный контакт с поверхностью пола. Его руки и ноги оказываются в воздухе, а туловище или центр (таз) лежат на теле партнера. Через принятие веса партнера, в контактном танце проявляется тема поддержки и доверия. Здесь буквально, на физическом и психологическом уровне проявляется тема «опоры» . Могу ли я опереться на кого-то (= отдать вес в контактном танце). Готов ли я давать поддержку кому-то, а значит, быть устойчивым самому (= принимать вес партнера в танце).

3. Перетекание. Внимание направлено на сегментацию тела и движение одновременно в нескольких направлениях. Последовательное включение частей тела в сочетании с их посылом в нескольких различных направлениях. Внимание в импровизационном танце сразу к нескольким направлениям движения тела и возможности изменений их в любой момент тренирует качество присутствия «здесь и сейчас» . Напомню, что присутствие в настоящем моменте – это одни из важнейших целей и ценностей во многих направлениях экзистенциальной и гуманистической психотерапии, в частности в гештальт-терапии.

4. В контактной импровизации часто используется свободный поток инерции вне жесткого контроля

Исследование инерции, когда танцующий отпускает части своего тела и тело в целом в свободный полет, рождает состояние потока в теле. Состояние потока появляется, когда внутреннее внимание не задерживается на вопросах и сомнениях (что я умею или не умею, что я должен делать, как я выгляжу, а не причиню ли я вреда партнеру). Это выход из невротического и освоение нового ресурсного состояния, в котором я доверяю естественному течению событий, каким бы оно ни было.

5. Ощущение движения изнутри. Ориентация и внимание на внутреннем пространстве тела. Контактные импровизаторы большую часть времени проводят, концентрируя внимание внутри тела с целью восприятия тончайших изменений веса и обеспечения безопасности себя и партнера – Упоминаемое выше присутствие в моменте поддерживает танцующего в состоянии осознанности. Все большая концентрация на мельчайших изменениях, случающихся на физическом уровне, стирает белые пятна во внимании. Осознание «здесь и сейчас» происходящего со мной, является не просто одним из принципов многих направлений психотерапий, но и исцеляющим процессом, собственно терапевтическим механизмом.

6. Использование сферического пространства (360 градусов). Трехмерные траектории в пространстве, спиральные, искривленные округлые линии движения тела

Позволение телу двигаться не в привычной «дискотечной» зоне, но необходимое освоение всей трехмерности пространства соотносится с работой в зоне целостной кинесферы, которую специально проводят в танце-двигательной терапии. Свободный танец в пространстве способствует самовыражению и открытости.

7. Следование за инерцией, весом и потоком движения. Свободный, набирающий силу поток движения в сочетании с попеременным активным и пассивным использованием веса. В силу импровизированности контактный танец помогает освоить состояние осознанной спонтанности и свободы.

8. Подразумеваемое присутствие зрителей. Сознательная неформальность презентации, в форме практики или джема. Приближенность к аудитории, сидящей обычно в кругу без формально обозначенной сцены. Представление (перформанс) контактной импровизации происходит в неформальной обстановке, в которой безоценочно принимают все, что случается в танце. Импровизация не предполагает критериев оценки красоты – нет судей, нет конкурсов, нет призовых мест. В КИ-танце не может быть что-то правильным или неправильным, он скорее похож на непрерывное исследование и изменение, где нет места для ошибок, а есть место для открытий. Для многих людей танец в моменте «здесь и сейчас» при одновременной возможности быть видимым для других людей открывает особые темы для самоисследования: принятие себя, позволение себе быть видимым, ярким, конгруэнтность и аутентичность, честность с самим собой и с другими.

9. Танцор - это обычный человек. Принятие поведенческого или естественного положения вещей, танцоры, как правило избегают движений, четко идентифицируемых с традиционными техниками танца и не делают различий между повседневными движениями и танцевальными. Приближенность к обычной жизни отличает контактную импровизацию от других форм танца, что одновременно дает возможность людям любого возраста, пола, статуса включаться в танец.

10. Позволить танцу случиться. Такие элементы хореографии, как организация пространства, выбор темы движения, использование драматических жестов очень редко используются намеренно. Но хореографические формы возникают все же из динамики смены участников и неизбежно возникающих настроений и состояний в процессе импровизации.

Когда уходит оценочность, приходит живой интерес и доверие к себе и партнеру, появляется принятие всего, что случается. Естественность возникающих форм и композиций в пространстве, случающиеся совпадения и синхронности создают ощущение гармонии и оставляют место для чуда.

11. Каждый должен быть одинаково важен. Отсутствие внешних знаков различия между танцорами, таких как порядок выхода, продолжительность танца, костюм. Качество движения в контактной импровизации усиливает этот эффект. Гуманистичность принципов КИ приближает эту практику к философии и практике гуманистической психотерапии.


Мотивы, по которым люди начинают заниматься контактной импровизацией.

Задавая вопрос о целительности контактного танца, не возможно не обратиться к мнению самих участникам классов и тренингов. Мне бы хотелось дать небольшую, феноменологическую иллюстрацию - видится полезным и показательным процитировать ответы на вопрос «Для чего я занимаюсь контактной импровизацией?», которые дали некоторые участники танцевального тренинга для начинающих. Я сгруппирую ответы по психологическим потребностям, которые удовлетворяют участники групп контактной импровизации:

1. Принятие образа «физического Я». «Я становлюсь мягче. Мои движения, до этого были скорее похожи на борьбу, на противостояние». «Я худею». «Тело начинает нормально жить – за грибочками может наклониться». «Чувствую себя легче – и тело летит, и на душе легко».

2. Потребность в свободном, спонтанном самовыражении. «Я занимаюсь классическими формами танца, и в них очень жесткая структура, а мне так хочется импровизации». «Новая степень свободы». «КИ для меня – это отдельный мир жизни моего тела. Я реализую вещи, которые в жизни не могу делать – колесо, например, крутить. Это полет». «Исследование спонтанности, освобождение от гиперконтроля. Наша жизнь гиперструктурирована, а импровизация – это, когда не знаешь, что будет. Также моя цель – научиться импровизировать за пределами зала». «Я структурированно отражаю информацию. У меня развит «умище», а хочется быть гармоничным».

3. Осознание скрытых сторон своей личности. «Я пришел понять себя». «Я пришел просто посмотреть. И мой интерес к себе в танце вырос». «Жизнь движется спонтанно. Я хочу понять, как это происходит и во мне».

4. Потребность в коммуникации, в новых формах коммуникации. «Я учусь общению без слов. Общение в танце для меня более сущностно». «Движение – еще один язык, на котором мне интересно говорить». «Я более открыта, готова к диалогу на другом уровне. Это касается и моих взаимоотношений в жизни».

5. Открытие ресурсных состояний. «Я хочу стать счастливым». «Я никогда не танцевал и не понимал, какое удовольствие люди могут получать от движений. Только через собственный танец я смог почувствовать, как это может быть хорошо».

6. Принятие другими людьми. «Одна знакомая женщина, узнав, что я пошел на этот тренинг, сказала, что меня уважает».

7. Принадлежность к группе. «Мне важно партнерство и ощущение, что все родные».

8. Близость, интимность. «Вот потанцевал однажды с человеком. Через какое-то время его встречаю на джеме, и мы обнимаемся. Вроде контактировали всего пол часа, а ощущение, что он родной». «Я чувствую, что нахожусь на дистанции с другими людьми. Умищем приблизиться не получается, может быть, телесная часть сможет».

9. Простраивание границ личностного пространства. «Также, важно не бояться людей, научиться говорить им и «да», и «нет»

10. Самопринятие, повышение самооценки. «Важно любить себя. В танце я учусь принимать себя».

11. Работа со страхами. «Побороть страх телесной травмы, которая была годом раньше». «Потерять баланс и равновесие, оказывается нестрашно. Это отрывает новые возможности для полета и танца».

Хочу обозначить, что обычно на тренинг для начинающих приходят заниматься те участники, которые уже прошли несколько классов по контактной импровизации и имеют некоторое представление о том, что такое урок КИ. Мы может заметить, что, обращаясь к контактной импровизации, как форме танца, а не терапии, люди интересуются не только работой со своим физическим телом, люди работают над собой в целом - им интересна тема личностного роста и личностных изменений. Участники классов по КИ меняют представление о себе, о своих способностях, качествах, повышается их самооценка и самопринятие. Демократичность КИ как формы танца создает атмосферу принятия и безоценочности. Классы по КИ становятся местом, где участники исследуют возможности открытого и спонтанного самовыражения, новых конструктивных, диалогичных форм коммуникации, прорабатывают страхи и учатся импровизировать. Мы можем также предположить, что классы и тренинги по КИ являются телесно-двигательной альтернативой (формой) «Т-групп» (групп встреч), развивающих аутентичность, конгруэнтность, ответственность, слушание участников.

На занятиях по КИ акцент делается на физическом взаимодействии, на танце и не происходит фиксации на психологическом значении тех или иных процессов. Терапевтический эффект КИ неоспорим, но еще большим он мог бы быть, если бы те приобретения и навыки, которые получают люди в процессе занятий, были бы озвучены и переведены из плоскости физической в плоскость психологическую в том числе. Я бы рекомендовала использовать контактную импровизацию, как технику или как часть программы танц-терапевтических групп и сессий, где к повышению уровня телесной осознанности, прибавилась бы также и осознанность психологическая.

Список литературы:

1. Лидерс М.А. Контактная импровизация – танец или мировоззрение // Журнал практического психолога, №3, 2005, С.188-191.
2. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Издательская группа Прогресс Универс, 1998 - 480 с.
3. Стив Пэкстон «О контактной импровизации», - http://www.kiev-contact.com.ua/text/paxtone.shtml
4. Cynthia Jean Novack, Sharing the dance: contact improvisation and American culture. - University of Wisconsin Press, 1990

В статье использованы фотографии, сделанные автором во время семинара Бенно Ворама (Швеция) в Киеве в январе 2007 года.


Если отнестись к КИ как "кладезю" развивающих упражнений, то многое из КИ окажется очень полезным и для танго.
Это и практикум раскрепощения ( снятия зажимов), развитие способности "слышать и слушать" себя и партнера, развитие способности к "диалогу" и смене ролей, развитие в себе способности быть "здесь и сейчас" в "потоке сознания", преодоление психологических ограничений и многое другое...

AB
тангеро
 
Сообщения: 57
Зарегистрирован: Вт мар 21, 2006 13:08
Откуда: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение Аргона » Сб дек 20, 2008 20:21

даже как-то обидно рассматривать КИ в качестве "развивающих упражнений" для танго
это все-таки совершенно разные уровни взаимодействия,
скорее уж танго - это один из подвидов КИ, как алгебра - составляющая высшей математики

плиз, не бейте меня ногами и не бросайтесь тухлыми помидорами

тонкая струйка табачного дыма
призрачный вздох бытия
Аватара пользователя
Аргона
тангера
 
Сообщения: 877
Зарегистрирован: Вт дек 06, 2005 12:58
Откуда: Москва
Благодарил (а): 14 раз.
Поблагодарили: 38 раз.

Сообщение AlexSpb » Сб дек 20, 2008 20:53

Tatjana писал(а): Хотелось бы понять, может ли партнёрша "вдохновить" партнёра, желающего "танцевать партнёршей", на приятие диалога, или всё всем уже расписано на генном уровне?


Мне кажется, что если партнер не готов к таким вещам, то лучше не надо, а если готов, то Вы это поймете по положительной реакции на "маленькие шалости", если партнер Ваш знакомый, то можно с ним поговорить "на берегу".

Я недавно имел удовольствие довольно много танцевать и общаться с очень хорошей и активной заграничной партнершей , она рассказывала, что опасается вести себя активно, поскольку многие партнеры в Европе "сажают навсегда", поэтому "вдохновлять" я бы советовал с осторожностью, если только у Вас не избыток партнеров.

"Безобразничать безнаказанно" с любым партнером могут, как правило, только девушки с четко сложившимся "продвинутым имиджем".

Аватара пользователя
AlexSpb
тангеро
 
Сообщения: 596
Зарегистрирован: Пт окт 13, 2006 12:57
Откуда: Санкт-петербург
Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 27 раз.

Сообщение Slava » Вс дек 21, 2008 01:04

Аргона писал(а):плиз, не бейте меня ногами и не бросайтесь тухлыми помидорами


а толку..

и все равно лучшее развивающее упражнение для танго - танго..

Завтра будет.
Лучше.
Аватара пользователя
Slava
Администратор Форума
 
Сообщения: 2726
Зарегистрирован: Чт фев 19, 2004 16:46
Откуда: школа GoTango! (Москва)
Благодарил (а): 28 раз.
Поблагодарили: 41 раз.

Сообщение Аргона » Вс дек 21, 2008 19:03

Slava писал(а):и все равно лучшее развивающее упражнение для танго - танго..

согласна
все остальное лишь поддерживает высокую работоспособность и расширяет возможности тела, но это не конкретно о танго, это по жизни

тонкая струйка табачного дыма
призрачный вздох бытия
Аватара пользователя
Аргона
тангера
 
Сообщения: 877
Зарегистрирован: Вт дек 06, 2005 12:58
Откуда: Москва
Благодарил (а): 14 раз.
Поблагодарили: 38 раз.


Пред.След.

Вернуться в Техника - молодежи!

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2





cron