что такое компас?

размышления на тему техники танго

Re: что такое компас?

Сообщение Вадюшка » Пт мар 05, 2010 21:47

Nitti Palermo писал(а):2 Radistka-cat: Вот отсюда и вечный спор - упрощать/усложнять ли танцевальную музыку. Или всю считать танцевальной. Музыкант после нескольких проб (достаточно удачных) понимает что возможно танцевать все-что угодно - и подтягивает свою техническую базу до возможности танцевать свое виденье и интерпритацию музыки. Внутри чувствует - выразить пока еще не может.

:bravo: :bravo: Именно так лично у меня и происходит.

Аватара пользователя
Вадюшка
тангеро
 
Сообщения: 803
Зарегистрирован: Сб сен 12, 2009 00:36
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 14 раз.

Re: что такое компас?

Сообщение Pilot Bagira » Пт мар 05, 2010 23:53

Вадюшка писал(а):Дык. Услышать, что "что-то там не так" -- это, походу, следующий этап просветления

Мой замечательный ритм-наставник издевался над нами, собссно, требованием услышать в четырехчетвертном паттерне 6-четвертную базу, встроить в нее 6-дольник, а потом принять играемое за слабые доли и ввернуть к ним сильные, и далее могло идти: а включите сюда триоли, а сделайте триоли не восьмыми, а четвертыми или половинными, и закончите их четырехдольным стандартом...
Издевательством попроще была игра четырехдольника перекрестно на 4 руки, по кругу, таким образом, чтобы каждый следующий подхватывающий воспринимал играемое как сильные доли и играл к ним слабые.
Очень полезное кстати упражнение на чувствование сильных и слабых и на понимание, что все фигня кроме пчел вся разница в личном восприятии.

Если бы это было так, это бы еще ничего. Если бы ничего, оно бы так и было, но так как это не так, так оно и не этак - такова логика вещей.
Аватара пользователя
Pilot Bagira
тангеро
 
Сообщения: 385
Зарегистрирован: Пн июл 20, 2009 17:36
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.

Re: что такое компас?

Сообщение quiestce » Сб мар 06, 2010 11:07

Вадюшка писал(а):Я ещё раз напомню о функциональности. Для взращённых в европейской муз. традиции это одна из наиглавнейших опор в восприятии музыки. И чем более длителен слушаемый фрагмент, тем более вероятно, что даже неподготовленный слушатель выявит, вычленит функциональные тяготения и тем самым поместит слушаемую музыку в те самые "вертикальные чёрточки". Знать при этом, что такое "функциональность", совершенно необязательно.

quiestce писал(а):
вот с утра мне в голову пришел пример на
_X_X|_X_X|_X_X|_X_X|:
соЮЗнеруШИмыйресПУБликсвоБОДных
ну и т.д.
только не говорите мне про затакт
пока нот перед глазами нет, - я никаких затактов не вижу, а слышу явный акцент на второй доле
Извините... Это Вы шутите так?


Ну так, наполовину. Хотелось показать, что не все так очевидно. В куче статей (да вот хотя бы Вики) пишут про то, что такт начинается с сильной доли, но нигде - про то, то такты можно расставить на слух даже при ровном, на одной громкости, проигрывании нот.
Вот я - да, знаю, что в гимне - затакт. С детства знаю. Потому что так сказали. Но не объяснили, чем это диктуется кроме записи в нотах :roll: Ну от разных длительностей, я думаю, легче все-ткаи абстрагироваться, чем от чередования долей. Музыкальный-то размер все равно тот же, не вальсовый ведь, хотя стих "трехдольный". Просто вспомнить сразу не получилось чего-то столь же очевидного с ударением на второй слог стиха. Что у нас еще есть? "В лесу родилась елочка", например.
Но я хоть знаю, что такое затакт. И даже - что такое доминантсептаккорд :crown: А многие и этого не знают! А Вы прямо так пишете, будто я один такой невежа, этакий господин Журден 21-го века. :sad2:
По идее, если мы так легко обсуждаем в этой ветке синкопы, ритмические паттерны и т.п., надо иметь возможность все-все, включая и загадочную функциональность разъяснить "на пальцах".
Попробую подать пример и пояснить "на пальцах", о чем пишу я :crown:
Давайте уберем из обсуждаемой музыки ноты! Ну - попросим кого-то ритм прохлопать в ладоши. Мы же с самого начала именно о ритме говорили! И пусть он хлопает: слабый хлопок - сильный, слабый - сильный, ну короче - ту самую последовательность _X_X|_X_X|_X_X|_X_X|. Не останавливаясь. А второго позовем в произвольный момент времени и спросим - что первый хлопает? Обычный ритм или синкопированный? Как думаете, что второй ответит? :crown:

Аватара пользователя
quiestce
тангеро
 
Сообщения: 1820
Зарегистрирован: Сб авг 08, 2009 00:21
Откуда: Москва
Благодарил (а): 30 раз.
Поблагодарили: 38 раз.

Re: что такое компас?

Сообщение quiestce » Сб мар 06, 2010 11:24

Для венцев ни разу не характерна синкопированность. Это во-первых. Во-вторых, говорить надо опять же с поправкой на исполнение. А то ведь, обслушавшись Жака Луссье и тем ограничившись, можно с незамутнённой душой заявить, что Бах и Вивальди -- дивные образчики раннего джаза и аццы барочного свинга

я и не писал про синкопированность, а писал про синкопы, что они есть во многих местах, и их хорошо слышно
вот здесь тоже какие-нибудь неправильные синкопы?
http://www.youtube.com/watch?v=NV3kOHwy ... re=related

пора эту часть уже во флейм переносить :P

Аватара пользователя
quiestce
тангеро
 
Сообщения: 1820
Зарегистрирован: Сб авг 08, 2009 00:21
Откуда: Москва
Благодарил (а): 30 раз.
Поблагодарили: 38 раз.

Re: что такое компас?

Сообщение Pilot Bagira » Сб мар 06, 2010 15:10

Возвращаясь к теме (я таки смогла сформулировать определение). Компас - это акцентированный ритм. Т.е. ровный, без отсутствия разницы в звучании, ритмический рисунок компасом являться НЕ будет.
Пример: спар-так-чем-пи-он - это ритм (1/4 - 1/4 -1/8- 1/8 - 1/4), а спар-ТАК-чем-пи-ОН - это компас. А спар-так-чем-ПИ-он - это синкопированный компас, с выставлением акцента в слабую восьмую. c'est tout ))

Если бы это было так, это бы еще ничего. Если бы ничего, оно бы так и было, но так как это не так, так оно и не этак - такова логика вещей.
Аватара пользователя
Pilot Bagira
тангеро
 
Сообщения: 385
Зарегистрирован: Пн июл 20, 2009 17:36
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.

Re: что такое компас?

Сообщение Chantale » Сб мар 06, 2010 16:03

Pilot Bagira писал(а):Т.е. ровный, без отсутствия разницы в звучании, ритмический рисунок компасом являться НЕ будет.

не, "я так не играю". Тогда у меня практически все танго получается синкопированным... ну, кроме нуэво - там 50/50 :-D

"Всегда- часть тебя,
и всегда - незнакома..."
Аватара пользователя
Chantale
тангера
 
Сообщения: 231
Зарегистрирован: Сб май 02, 2009 01:36
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 2 раз.

Re: что такое компас?

Сообщение Pilot Bagira » Сб мар 06, 2010 17:47

Перечитала собственную же фразу... с отсутствием разницы, конечно, а не "без отсутствия"... )))
Шанталь, а за что Вы нуэво так обидели - отсутствием синкоп?

Если бы это было так, это бы еще ничего. Если бы ничего, оно бы так и было, но так как это не так, так оно и не этак - такова логика вещей.
Аватара пользователя
Pilot Bagira
тангеро
 
Сообщения: 385
Зарегистрирован: Пн июл 20, 2009 17:36
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.

Re: что такое компас?

Сообщение Chantale » Сб мар 06, 2010 18:48

Pilot Bagira
вообще-то, вспомнила про электронщину из равномерных паттернов и без акцентов. А не всё нуэво )))

"Всегда- часть тебя,
и всегда - незнакома..."
Аватара пользователя
Chantale
тангера
 
Сообщения: 231
Зарегистрирован: Сб май 02, 2009 01:36
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 2 раз.

Re: что такое компас?

Сообщение Chantale » Сб мар 06, 2010 18:48

*оно почему-то дублировалось* :oops:

"Всегда- часть тебя,
и всегда - незнакома..."
Аватара пользователя
Chantale
тангера
 
Сообщения: 231
Зарегистрирован: Сб май 02, 2009 01:36
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 2 раз.

Re: что такое компас?

Сообщение Radistka-cat » Сб мар 06, 2010 19:02

Вадюшка писал(а):
Radistka-cat писал(а):весь фокус в том что "музыкальность" для танцоров и "музыкальность" для музыкантов немного разные вещи

Можете развернуть?

Radistka-cat писал(а):танцоры упрощают и приспосабливают ритм, темп, компас и т.д. под танцевабельность

Даже безотносительно узкой обсуждаемой темы: чтобы что-то упростить, а не примитивизировать/выхолостить, надо это "что-то" знать или чувствовать. И ещё: неужели приспособление к танцевабельности неразрывно связано с упрощением?



Разворачиваю,
во-первых, большинство танцоров не имеют муз-образования
и очень мало кто из них на первых годах обучения танго готов идти учить сольфеджио
(даже на последующих годах число таковых измеряется единицами)
однако слышать и обыгрывать музыку учат всех
согласитесь, это не простая задачка - научить взрослого человека который музыкой никогда не занимался и возможно не имеет навыков слушания музыки и поиска в ней ритма, акцентов и т.д. все это разбирать
но (слава танго богам) танцору не надо играть музыку

конечно, профессионалы умеют и могут быть "еще одним инструментом танго-оркестра"
но как верно сказала на своем семинаре Ольга Бессио: "чтобы в танце сделать телом и движением тоже что делает певец - нам надо очень много учиться" (имеется в виду не повторение партии голоса естественно, а именно импровизация и вплетение в мелодию)

далее, говоря "упростить" - я имела ввиду не "примитивизацию" музыки
а то что хороший танцор может не зная нот понимать и чувствовать рисунок танца
прохлопать музыкальный рисунок может каждый, почувствовать замедления и ускорения - тоже
танцор который знает что музыкальная фраза в танго - 8 счетов, умеет прочувствовать ее начало и конец станцует зачастую органичнее чем человек который может точно посчитать синкопы

на старом форуме был "бой за синкопы" я уж не помню на сколько страниц обсуждения
дело доходило до того что мы часами по телефону обсуждали эту темы мостом Питер - Москва ))))
вопрос в том что для танцора важна скорее не "музыкальность", а "танцевабельность" музыки
те понимание что и как в музыке можно обыграть-станцевать

отдельно оговорюсь - "танцевабельность" это не сведение музыки к базовому ритму
это скорее отношение к музыкальному материалу и понимание что музыка в танго это не то ПОДО ЧТО танцуют, а то ЧТО танцуют
музыканты почему-то называют это упрощением... наверное это своего рода профдеформации

все а том же семинаре Ольга специально просила не переводить термин "компас" ни одним известным музыкальным аналогом
и говорила о пространстве между двумя сильными долями - как о возможности для танцевания, для заполнения этого пространства, для выражения танцора, в большей степени чем идеального вымерения 1\16
и вот это понимание музыки и ее размера как пространства для танцев отличает восприятие танцоров, от восприятия музыкантов

меньше всего мне бы хотелось впадать на этой почве в выяснение кто прав, а кто дурак
у танцоров и музыкантов в чем-то совпадают, а в чем-то расходятся взгляды - ок

пока основной проблемой на мой взгляд явлется не неумение танцорами посчитать 1\8
а отношение к музыке как к фону, чему-то даже не вторичному, а третичному, пригодному для создания эмосьена
возможно это как раз обратная сторона идеальной математической точности синкоп и размеров...
а истина (как хороший наполеннный танец) - она где-то посередине

"Где та молодая шпана, что сотрёт нас с лица земли?" (с) БГ
Аватара пользователя
Radistka-cat
модератор
 
Сообщения: 1537
Зарегистрирован: Вт мар 30, 2004 17:13
Откуда: МoскваПитер
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 7 раз.

Re: что такое компас?

Сообщение quiestce » Сб мар 06, 2010 20:17

Radistka-cat писал(а):все а том же семинаре Ольга специально просила не переводить термин "компас" ни одним известным музыкальным аналогом
и говорила о пространстве между двумя сильными долями - как о возможности для танцевания, для заполнения этого пространства, для выражения танцора


вооот! :)
примерно такого объяснения я и хотел, начиная эту тему
спасибо, Настя! :amore1:
на том семинаре ведь далеко не все были :oops:
и для меня, повторюсь, еще 3 месяца назад слово "компАс" означало исключительно прибор для морской навигации :mrgreen:

Аватара пользователя
quiestce
тангеро
 
Сообщения: 1820
Зарегистрирован: Сб авг 08, 2009 00:21
Откуда: Москва
Благодарил (а): 30 раз.
Поблагодарили: 38 раз.

Re: что такое компас?

Сообщение Inkognito » Сб мар 06, 2010 20:31

Chantale писал(а):не, "я так не играю". Тогда у меня практически все танго получается синкопированным... ну, кроме нуэво - там 50/50 :-D

Поэтому танго танцевать и интересно. А чтобы было еще интереснее - музыкальность в танго надо развивать. Для этого есть уроки музыкальности )

www.edtango.ru
Аватара пользователя
Inkognito
модератор
 
Сообщения: 218
Зарегистрирован: Чт окт 13, 2005 10:45
Откуда: С неба
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.

Re: что такое компас?

Сообщение quiestce » Сб мар 06, 2010 20:32

Pilot Bagira писал(а):Возвращаясь к теме (я таки смогла сформулировать определение). Компас - это акцентированный ритм. Т.е. ровный, без отсутствия разницы в звучании, ритмический рисунок компасом являться НЕ будет.
Пример: спар-так-чем-пи-он - это ритм (1/4 - 1/4 -1/8- 1/8 - 1/4), а спар-ТАК-чем-пи-ОН - это компас. А спар-так-чем-ПИ-он - это синкопированный компас, с выставлением акцента в слабую восьмую. c'est tout ))


И тебе, Настя, спасибо :)
(я снизу вверх читаю :mrgreen: )
у Ольги на семинаре, может, все красивее объяснялось, а зато так - понятно и непротиворечиво :)

Аватара пользователя
quiestce
тангеро
 
Сообщения: 1820
Зарегистрирован: Сб авг 08, 2009 00:21
Откуда: Москва
Благодарил (а): 30 раз.
Поблагодарили: 38 раз.

Re: что такое компас?

Сообщение Аргона » Вс мар 07, 2010 20:02

Pilot Bagira писал(а):Возвращаясь к теме (я таки смогла сформулировать определение). Компас - это акцентированный ритм. Т.е. ровный, без отсутствия разницы в звучании, ритмический рисунок компасом являться НЕ будет.
Пример: спар-так-чем-пи-он - это ритм (1/4 - 1/4 -1/8- 1/8 - 1/4), а спар-ТАК-чем-пи-ОН - это компас. А спар-так-чем-ПИ-он - это синкопированный компас, с выставлением акцента в слабую восьмую. c'est tout ))


гениальное объяснение!Изображение

тонкая струйка табачного дыма
призрачный вздох бытия
Аватара пользователя
Аргона
тангера
 
Сообщения: 877
Зарегистрирован: Вт дек 06, 2005 12:58
Откуда: Москва
Благодарил (а): 14 раз.
Поблагодарили: 38 раз.

Re: что такое компас?

Сообщение Вадюшка » Вт мар 09, 2010 13:41

quiestce писал(а):
Вадюшка писал(а):Я ещё раз напомню о функциональности. Для взращённых в европейской муз. традиции это одна из наиглавнейших опор в восприятии музыки. И чем более длителен слушаемый фрагмент, тем более вероятно, что даже неподготовленный слушатель выявит, вычленит функциональные тяготения и тем самым поместит слушаемую музыку в те самые "вертикальные чёрточки". Знать при этом, что такое "функциональность", совершенно необязательно.

quiestce писал(а):
вот с утра мне в голову пришел пример на
_X_X|_X_X|_X_X|_X_X|:
соЮЗнеруШИмыйресПУБликсвоБОДных
ну и т.д.
только не говорите мне про затакт
пока нот перед глазами нет, - я никаких затактов не вижу, а слышу явный акцент на второй доле
Извините... Это Вы шутите так?


Ну так, наполовину. Хотелось показать, что не все так очевидно.

С Вашим примером очевидно как раз всё, увы :) Это абсолютно не в упрёк, а сугубо чтобы кто-то музыкально-неопытный не повёлся :P

quiestce писал(а): В куче статей (да вот хотя бы Вики) пишут про то, что такт начинается с сильной доли, но нигде - про то, то такты можно расставить на слух даже при ровном, на одной громкости, проигрывании нот.

Можно. В энный раз говорю о функциональных тяготениях. Даже в случае с гимном СССР такты расставляются если уже не на второй ноте (а предпосылок сразу же определить там сильную долю достаточно), то уже к окончанию слова "свободных", т.к. прозвучало достаточно для того, чтобы ощутить (или "вычислить"), где устойчивые ноты и соотнести им сильные и условно-сильные доли (чего, учитывая, что гимны в джазовой манере обычно не пишут, вполне достаточно). Причем заметьте, что от всей опять исторгнутой мною наукообразности можно сразу абстрагироваться: всё это преотлично происходит на уровне ощущений, а где там тоника, доминанта, затакт и восходящая кварта, характерная для гимновой и вообще торжественной музыки -- знать совершенно необязательно ;)

quiestce писал(а):Вот я - да, знаю, что в гимне - затакт. С детства знаю. Потому что так сказали. Но не объяснили, чем это диктуется кроме записи в нотах :roll:

Если формально-теоретически, то, во-первых, тем, что вторая нота гимна -- это тоника, основа лада в функциональной гармонии, фундамент мелодических и гармонических построений. Во-вторых, тем, что жанр и характер музыки практически исключают смещение акцента на слабую долю и моментальную смену гармонии прямо с первых нот.

quiestce писал(а):Ну от разных длительностей, я думаю, легче все-ткаи абстрагироваться, чем от чередования долей.

Дело в том, что разные длительности уже встроены в более-менее регулярный ритмический рисунок и тем самым атрибуированы как доли тактов. Вне этой -- пусть подразумеваемой -- пульсации всё рассыпется.

quiestce писал(а):Но я хоть знаю, что такое затакт. И даже - что такое доминантсептаккорд :crown: А многие и этого не знают! А Вы прямо так пишете, будто я один такой невежа, этакий господин Журден 21-го века. :sad2:

А это и знать не обязательно, в ковырнадцатый раз говорю :P Функциональная гармония отражает (sic!, а не "предписывает") тот типичный образ музыкального мышления, который сформирован веками европейской музыкальной традиции. Фактически формализует то, что среднее европейское дитя слышит с рождения и к чему привыкает с пелёнок. Ничего сакрального тут нету. Что до Вас -- опять же не в обиду, если что, и заранее извиняюсь за напористость дебатов :beer:; просто Вы проявляете достаточную смелость и подкованность, чтобы оппонировать по этим вопросам, а их обсуждение, я полагаю, на форуме танца уместно более чем. :guitar:

quiestce писал(а):По идее, если мы так легко обсуждаем в этой ветке синкопы, ритмические паттерны и т.п., надо иметь возможность все-все, включая и загадочную функциональность разъяснить "на пальцах".

В меру сил пытаюсь. Но это "побочная партия", тсзть. Главная идея как раз в другом:

1. Функциональность (синкопы/аккорды) можешь ты не знать, но дыхание музыки чувствовать обязан! Изображение :) (Т.е. надо понимать, что музыка (в т.ч. в танце) -- это не хаотический звуковысотный набор, а система, подчиняющаяся определённым законам как "вертикально" (муз. форма, структура), так и "горизонтально" (мелодика, смена гармоний, ритмика)). Будет ли это на уровне ощущений или посредством препарирования партитуры -- depends. Кому как удобнее, приятнее, эффективнее.

2. Пункт нумер один в той или иной мере доступен любому нормально развитому танцующему -- при условии надлежащей тренировки нужных участков мозга, конечно :mrgreen:

quiestce писал(а):Попробую подать пример и пояснить "на пальцах", о чем пишу я :crown:
Давайте уберем из обсуждаемой музыки ноты! Ну - попросим кого-то ритм прохлопать в ладоши. Мы же с самого начала именно о ритме говорили! И пусть он хлопает: слабый хлопок - сильный, слабый - сильный, ну короче - ту самую последовательность _X_X|_X_X|_X_X|_X_X|. Не останавливаясь. А второго позовем в произвольный момент времени и спросим - что первый хлопает? Обычный ритм или синкопированный? Как думаете, что второй ответит? :crown:

Если последний хлопок будет сильным, то, скорее всего, это синкопированный четырёхдольник согласно схеме. Если последний хлопок будет слабым, то, скорее всего, затакт и обычный четырехдольник, т.е.: _|X_X_|X_X_|. Следующий вопрос! :mrgreen:

Аватара пользователя
Вадюшка
тангеро
 
Сообщения: 803
Зарегистрирован: Сб сен 12, 2009 00:36
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 14 раз.


Пред.След.

Вернуться в Техника - молодежи!

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2





cron