shaman писал(а):Несколько недель назад заинтересовался темой в какой последовательности в обиход танго вводились различные фигуры и техники их исполнения, а так же кем и когда.
Видите ли, любезный shaman, главная проблема здесь - проблема
терминов. Обучать танго стали очень давно, еще в начале 20 века, преподаватели должны были как-то называть те движения, за обучение которым они брали гонорар - но, поскольку единой системы преподавания/обучения не было (как нет и сейчас), то каждый педагог был волен в изобретении собственных названий.
Вот цитаты из книги М.М.Бонч-Томашевского, изданной в Москве в 1914 году:
для нас неизмеримо важнее разгадать тот стиль, которому отвечает эта новая пляска, нежели услышать рассказ о том, как плясали пьяные матросы и булочники в портовых кабаках Южной Америки, или о том, как называются все шестьдесят фигур танго, все эти "El Corte", "El Medio-Korte", "El Paseo", "La Medialuna", "El Veteo", "El Corsado-Cortado", "EI Corsado-Peroco"..
Ни один мускул не дрогнет на опытном и искушенном лице современного танцора, целомудренно прикасается ладонью туго затянутая в перчатку рука, целомудренно не скрещиваются ноги мужчины и дамы, и только пытливый взор мечущих молнии глаз, неизменно устремленных друг на друга, только эта психическая связь открывает исход нашему чувству, дает устремление нашим переживаниям...
Танго основан только на ритмизованном ходе. Только простое плавное сдержанное понижение, ритмизируемое периодическими остановками, ритмизируемое легким приподниманием на носки. И больше ничего. Как просто и как вместе с тем прекрасно!.. Когда первый раз видишь танго, никогда не подумаешь, что все дело только в опоэтизированной прогулке, ибо это не простая прогулка, но прогулка, в которой напряжен каждый мускул, в которой судорожно сжаты руки, а главное, в которой глаза не следят с тоской за ногами, но мерный ход гипнотизирует послушное тело.
...нет единого танго, но есть 60 фигур танго, из которых каждый волен выбирать по своему вкусу.
танго неизмеримо приличнее всех наших "добрых старых танцев". Внешне танго в тысячу раз целомудреннее всех прежних танцев, ибо в танго кавалер едва касается дамы оборотом ладони, в то время как те танцы требуют крепкого объятия, ибо все переходы и все "па" танго, если только они не танцуются с подчеркнутой чувственностью, не допускают даже встречи ног партнеров, ибо все они суть только преддверие того чувства, которое наглядно изображают все наши нравственные танцы.
Правда, на деле мы сплошь и рядом видим безобразное ухарство, которое позволяют себе кафешантанные актеры, но разве танго, как таковое, повинно в этом?.. И разве мы станем восставать на сантиментальный венский вальс за то, что в кабаках его танцуют непристойно?.. А разве этот добрый бюргерский вальс повинен в том, что наряду с ним во всех кабаках танцуют знаменитый танец апашей, который, в сущности, есть тот же вальс, но с фигурами?..
Цитируется по:
http://www.otango.ru/text/tomacshewski.html
Как видите, уже почти сто лет назад танго насчитывало множество фигур, которые педагоги тех лет замечательно продавали своим ученикам.
А вот что стояло за каждым названием - часто можно только догадываться, потому что даже в такой отработанной терминологии, как словарь классического балета, за сто лет произошли очень большие изменения. Возьмите учебник Чеккетти - вроде и названия на французском, но "его" 3-я позиция рук - это не нынешняя 3-я позиция рук, а "его" 4-й арабеск - совсем не нынешний 4-й. Но, хотя названия изменились,
движения классического танца остались прежними, потому что в любом танце движения определяются танцевальной традицией и манерой исполнения.
А манера определяется, когда мы отвечаем на следующие вопросы:
1. Для кого и зачем исполняется данный танец, каков характер исполнения?
2. В какой обуви и одежде, на каком полу происходит танец?
3. Как выстраиваются корпуса танцоров?
4. Под какую музыку они танцуют?
Если танец идет на паркете - уместен легкий, скользящий шаг, если на грунте - шаг будет идти сверху. Попробуйте сделать на грунте сакаду или вращение на одной ноге.
Если на партнерше длинная юбка - вряд ли уместны ганчос всех видов, однако появляются дополнительные женские украшения.
Если корпус партнера агрессивно наклонен вперед - логичен длинный пружинистый шаг, если корпус вертикален - шаг будет коротким, а танец станет напоминать топтание на одном месте (вот вам и пресловутый "кортес").
Если корпус партнерши подтянут, партнер может легко управлять ее свободной ногой - так появляется "крест" танго де салон, из которого логично вытекает техника волькады. Если корпус партнерши "сидит" на бедрах, то хоть тресни, в "крест" ее не выведешь. Поэтому я абсолютно не согласен с Коби, что в приведенном им видео 30-х годов присутствуют "кресты в полный рост" - да, ноги обоих партнеров иногда закрещиваются, потому что они
стоят полубоком, но это не имеет
никакого отношения к тому женскому кресту, который входит в связку El basico и которому учат в современных школах.
Но самое главное для танцевального стиля и манеры исполнения - все же ответ на первый вопрос - для кого и зачем люди танцуют. Если люди пришли в кабак полапаться по пьяни под музыку - это будет один стиль и набор фигур. Если нужно красиво провести партнершу под музыку перед ее родственниками - это будет совсем другой стиль и другие фигуры. Даже если в обоих случаях звучит одинаковая музыка.
В историческом танго главное разделение как раз шло по этому признаку. Существовала простонародная пляска, которую презрительно называли канженге (на сленге - "грязная", "чумазая"). В 1910-х годах аргентинцы из богатых семей, живущие в Париже, показали в тамошних салонах некий паркетный вариант танго, о котором замечательно написал Томашевский. И, как это часто бывает в истории, "облагороженный" вариант вернулся на родину, в Аргентину и был принят уже там - местные газеты с радостью писали, что привезенное из Парижа танго не имеет никакого отношения к пляске чумазых простолюдинов.
Каков был набор фигур в той канженге и архаичном танго де салон? Иногда эти стили восстанавливают по фотографиям, книгам, описаниям очевидцев.
Вот, на мой взгляд, очень интересная реконструкция канженге.
Lorena & Ariel
http://www.youtube.com/watch?v=rVx9QY8sf-E
На 1:37 показана "кебрада" ("ломание партнерши") в простонародном виде. Действительно, не самое целомудренное зрелище. Становится понятно, почему ее выполнение вызывало такое отторжение в салонном исполнении танго.
"Кортес" ("резаный шаг") - всего лишь перетаптывание вперед-назад, также прослеживаемое на видео. Явная необходимость при танце на земле или плохом покрытии - попробуйте проскользнуть по плохо струганым доскам. Очень хорошо шаг описан здесь:
http://www.otango.ru/texts/stils.html
Ничего фривольного в самом шаге нет, однако можно предположить, что в манере простонародной пляски его выполняли резко, синкопированно, встряхивая партнершу. Примерно так, как это делается в современном бальном танго, которое отошло от аргентинского в 1920-е годы.
В 1930-50-е годы появилось еще одно направление - "стиль кондитерских", "стиль кафе" - близкие объятия, экономные движения, ритмичное танцевание. В 1990-х годах его назовут "милонгеро" и "стилем Центра Города".
Современное клубное танго - танец, не регламентированный почти ничем. Поэтому он может включать в себя фигуры самых разных исторических стилей. Хотя, на мой взгляд, больше всего в нем, конечно, от милонгеро и танго де салон.
Если подытожить - полагаю, в танго уже в начале 20 века было представлено множество фигур. Однако в разных стилях исполнялись только определенные фигуры, которые определялись манерой исполнения, объятиями, обувью и одеждой, покрытием танцпола, выстраиванием корпусов танцоров и т.п.