- Код: Выделить всё
"в танго
женщина следует за мужчиной,
а мужчина - за женщиной"
(с) Диего эль Пахаро
Техника движений, предлагаемая ученикам, завязана не только на физиологии, но и на ролях. А разные преподаватели по-разному видят женскую и мужскую роль в танго, в соответствии со своими личными предпочтениями. Соответственно, в разных школах дают несколько разную технику движений.
Например, в одной школе могут требовать, чтобы женщина была полностью пассивна и чтобы мужчина ее перемещал, в другой - чтобы женщина под мужскими импульсами перемещалась за счет своих мышечных усилий - это смотря как преподаватель видит роли.
Чаще всего говорится, что "в танго мужчина ведет, а женщина следует". Однако, танго - это танец, и в нем нет четко прописанных для мужчины и женщины однозначных ролей. Разные люди приходят танцевать этот танец и роли берут на себя разные. Какие бы это ни были роли, это все равно будет танго. Не все преподаватели помнят об этом.
В распространенной у нас методике преподавания сначала борются с такой женской ролью:
Ж1) "самоход" - когда партнерша рвется сделать шаг на который ее совсем не вели (при этом рвет контакт с партнером) или неожиданно для партнера меняет вес переходя на другую ногу, не дожидаясь что партнер заметит это ее намерение, в результате чего идет туда одна, без него.
Борются с этим так: начинающую партнершу отучают двигаться по собственной инициативе вообще, переключают ее на слушание мужчины и исполнение его ведения (приказов). Мужчину при этом учат доносить до женщины свои желания (ведение) в понятной ей форме.
После того, как ученица набралась опыта танго-движений, появляется:
Ж2) партнерша пытается угадать чего от нее хочет партнер, и делает то, что ей кажется он хочет повести; при этом, не факт что угадала правильно, а главное - делает это движение не вместе с ним, идет одна туда куда ей привиделось (рвет контакт);
Борются с этим так: партнер старается делать непривычные связки, чтобы ей трудно было угадать; либо объятием не пускает ее туда, куда она рванула (угадала правильно, но пошла одна).
Эти 2 роли (Ж1, Ж2) иногда называют "слишком активная партнерша", в плохом смысле этого слова.
После успешной борьбы с женской инициативой, получается:
Ж3) пассивная партнерша, которая полностью отдает свой корпус и свободную ногу партнеру, и он ею управляет, перемещает ее.
В результате танец напоминает мужской монолог - мужчина говорит, женщина пассивно слушает и исполняет.
Вообще, в аспекте "ведение-следование" допустимы такие расклады ролей в АТ:
Р1) мужчина ведет 100%, женщина ведет 0% (роль Ж3);
Р2) мужчина ведет 50%, женщина ведет 50% (и любое другое соотношение долей);
Р3) перехваты ведения (ведут по очереди): то мужчина 100% ведет, то женщина 100%;
Р4) диалоговое танцевание (нет директивного ведения; см. ниже);
Р5) любой другой вариант, который устраивает двоих.
Термин "активная партнерша", в хорошем смысле, разные преподаватели понимают по-разному. Для кого-то партнерша "активна", если она:
Ж4) на шаге и повороте включает свои мышцы ("вкладывает энергию"), а не только перемещаема мужчиной;
Ж5) на хиро, бегая вокруг мужчины, стоящим на одной ноге, будучи запущена им, поворачивает/доворачивает его на апертуре, пока он не потребует остановиться;
Ж6) делает украшения, удвоения, незаметно для партнера, никак при этом не влияя на структуру танца и на партнера; для этого удобно, если партнер ведет простой ритм (1---1) или удвоения (1-3-1), а партнерша делает синкопы (12--1, 1--41, 123-1, 12-41, 1-341) своими украшениями или своими сменами веса;
Ж7) корректирует недочеты в ведении партнера; например, достигает верхнюю точку своим болео именно в нужный по музыке момент, даже если партнер повел неточно - долей секунды раньше или позже.
В дополнение к перечисленным выше формам так называемой женской "активности" (Ж4-Ж7), также, при взаимном согласии сторон, в танго допустимо следующее:
Ж8 ) партнер предлагает сделать шаг в определенном направлении, на определенное расстояние; партнерша, в свою очередь, может своими усилиями или подхватить движение, став легкой, добавив энергии, увеличить длину шага; или, сопротивляясь движению, став вязкой, уменьшить длину шага. Аналогично на повороте - она может или, став легко скручиваемой, подхватывать мужской импульс и поворачиваться легче и быстрее, или притормаживать прыть партнера небольшим сопротивлением. Такое управление динамикой движений не нарушает мужского ведения, вписывается в традиционное "мужчина ведет, а женщина следует", однако дает партнерше инструмент влияния на танец, способ выражения своей эмоции в танце. Конкретные шаги в этом варианте задает мужчина;
Ж9) партнер может сделать паузу, остановиться, прекратить ведение (или партнерша сама может остановиться, прекратить вестись), и партнерша может заполнить это время своими действиями, даже шагами, например шагами вокруг партнера (без его ведения), но сохраняя контакт с ним. И, например, она может повернуться к нему спиной и сделать ганчо по собственной инициативе. Затем мужчина снова поведет ее, когда захочет;
Ж10) партнерша может предложить движение партнеру (это не ведение) и он может подхватить и пойти на то что она придумала, туда куда она предложила; если он не пошел, то она одна туда не идет;
Ж11) партнерша может отказаться пойти туда куда партнер предлагает, может остаться на месте, если ее не устраивает его предложение.
В этих случаях, в отличие от женского "самохода" (Ж1), партнер сопровождает корпусом все женские движения, а она не идет никуда без этого сопровождения - сохраняет контакт.
Чтобы случились такие формы диалогового танцевания Ж8-Ж11, от мужчины требуется недирективное (мягкое) ведение, не навязывать партнерше один единственный вариант развития событий. От женщины, в свою очередь, требуется желание говорить, и достаточно громко, чтобы мужчина почувствовал и услышал.
Директивное и недирективное ведение можно чередовать. Монологичное и диалогичное танцевание можно чередовать даже внутри одного танца.
Женщина может менять свою роль Ж1-Ж11 и сочетать несколько ролей даже внутри одного танца.
Нет "правильного" эталона ролей, в танго многое возможно и допустимо. Все, что устраивает данную конкретную пару в данный момент.
------
p.s. Просьба не флудить. Пишите по теме - дополняйте. Рассказывайте о ваших вариантах роли женщины в танго, неназванных выше, и уточняйте названные.
p.p.s. Термином "контакт" обозначено больше чем физический контакт, и можно понимать как "ощущение единого целого" с партнером/партнершей. Это не "рамка", и не "объятие", и не касание корпусами. Глубже и динамичнее.
p.p.p.s. Использованы материалы семинаров Хуана и Химены "Роль женщины в танго", Дэмиана и Марианы "Чувствительность, отношение и энергия в паре", и других, и за это им всем Спасибо!