На самом деле в теории, что милонга в начале ХХ века была при смерти (или скорее перевоплощении в танго), но потом ожила как самостоятельный танец - что-то есть. Ведь многие из танго-мелодий эпохи до 1-й мировой войны имеют характерный привкус милонги; а наши танцевальные милонги реально не бывают старше Золотого Века.
Я не могу найти онлайн ни 12-й том La Historia del Tango (посвященный милонге) , ни Folklore Bonaerense Вентуры Линча, но и разбросанных по сети цитат похоже, что возрождение милонги (сначала медленной и затем кандомбе, точнее милонги кандомбеанды) было вполне осознанным проектом Себастьяна Пианы в 1930-е годы (Сентиментальная Милонга с Омером Манси - 1932). Сайт todotango тоже
считает Пиану и Манси героями "mission impossible" - возрождения древней милонги в новой роли (а вехами на этом пути служат “Milonga sentimental”, “Milonga del 900”, “Milonga triste”, “Juan Manuel”, “Milonga de los Fortines”, “Pena mulata”, “Milonga de Puente Alsina”, “Canción por la niña muerta”). В его
предсмертном интервью в 1994-м разговор идет не более и не менее как о "Пианистской Революции" в истории милонги! Сам Пиана трактует эту революцию как переход от милонги юга, милонги Пампас - в город. Согласно Пиане, всему положил начало запрос Роситы Кироги, чтобы великий Манси написал для ее исполнения именно милонгу. Недоумевающий Манси признался, что ничего не понимает в милонгах, и пошел к Пиане за советом (поскольку у Пианы был скромный опыт композиции милонги - одной, и то забытой). На другой день Пиана показал Манси ноты Сентиментальной Милонги, и на следующие утро стихи были готовы - стихи, с которыми, сказал Пиана, его музыка полюбилась ему еще больше. Росите, однако, их милонга совершенно не понравилась - очень уж она отличалась от традиционных, привычных ей милонг. Но как-то Себастьян Пиана просто так наигрывал "непристроенную" Сентиментальную на пианино в фойе радиостанции, кому-то это мелодия показалась замечательной вариацией милонги, и Себастьяна спросили, не хочет ли он, чтобы ее исполнила сама Мерседес Симоне! Остальное - история ... записи, театры, турне, репутация Пианы как "воплощенной милонги".
В 1938-м, в Milonga Brava, милонга снова "поёт о себе от первого лица", но теперь она уже на старушка, а безоглядная, бесстрашная девчонка:
Yo soy la Milonga brava,
Candombera y entradora
Что же до корней милонги, то Линч (который занимался этим вопросом еще в 1870-е ... последнее переиздание книги по Гуглю кажется в 68-м?) в принципе уравнивает милонгу с сифрой, различие скорее в цели - у сифры глубокие раздумья, а у милонги - конечно острота ума напоказ, но главное - безумное веселье танца (zandunguera ... интересное словечко в этом контексте ... раньше мои поиски находили зандунгу в смысле танца только в Мексике, и происхождение классного вальса Zandunga оставалось тогда загадочным).